В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ

Ленинградское Оптико - Механическое Объединение

ЖИЗНЬ КОЛЛЕКТИВА

ЧАСТЬ   1.
ИСТОРИЯ   ЛОМО
(1914 - 1991)
 

...ЛОМО 70-80-х. Продолжает развиваться и совершенствоваться социальная инфраструктура: сто­ловые, детские сады и пионерские лагеря для детей. Работники фирмы получают жилье, путевки, направ­ления на учебу в техникумы или институты. ЛОМО строит жилые дома для своих работников, содержит школы и детские сады, ПТУ и техникум.

Высокую репутацию в городе имеют поликлиника и больница ЛОМО, многие годы отличающиеся отличным качеством медицинского обслуживания и высокопрофессиональным персоналом.

Широко известен и спортивный клуб объединения «Зенит», завоевавший в 1963 г. звание «Лучшего спортивного клуба Ленинграда». На предприятии — много спортсменов, более ста мастеров спорта. При спортивном клубе работает около 30 секций. В распоряжении спортсменов — два стадиона с зимними залами, футбольными полями, теннисными кортами.

Знаменитый поселок Тарасово стал огромным «имением» ЛОМО, в оздоровительном комплексе которого каждый год отдыхают тысячи сотрудников предприятия. Отсюда в заводские столовые приво­зят свежие продукты. Пополняется свое стадо коров, работает птицеводческая ферма, год от года разви­вается подсобное хозяйство. Тарасово, в котором все принадлежит коллективу ЛОМО, не случайно назы­вают «цехом здоровья».

В 1978 г. вступает в строй пансионат «Нева» в Сочи, сотрудники предприятия получают возмож­ность отдыхать на берегу Черного моря. Для них в этом 24-этажном комплексе оригинальной архитекту­ры, рассчитанном на пребывание 500 человек одновременно, работает лечебная часть, имеются кино­концертный зал, библиотека. По советским меркам это самый высокий уровень социального обеспечения трудящихся.

О том, что ЛОМО в советские времена было не совсем обычным предприятием, лучше всего свиде­тельствует интересная и насыщенная культурная жизнь фирмы. Здесь всегда работали и работают люди, для которых литература, искусство, театр — важные составляющие внутренней духовной жизни. На ЛОМО много живописцев, музыкантов, поэтов, просто артистов, которые способны придумать и создать любой праздник, сочинить сценарий капустника. Каждая лаборатория, КБ, цех — это история жизни, творчества и взаимоотношений людей, не умеющих и не желающих жить скучно, серо, обыденно.

Начало было положено еще в 1934 г., когда ГОМЗ построил один из своих самых главных «цехов» — культкомбинат. Это было событие, которое у многих в стране вызвало желание последовать примеру ГОМЗа.

В феврале 1935 г. молодой журналист, впоследствии ставший одним из самых известных публици­стов-международников, Юрий Жуков опубликовал в «Комсомольской правде» материал «Интеллигенты».

В очерке рассказывалось о культурной жизни работников ГОМЗа:

Обеденный перерыв — час. Обед в новой фабрике-кухне продолжается пятнадцать минут. Рабо­чий, привыкший к тому, что в старой грязной столовке приходилось целый час толкаться в очередях, с приятным изумлением узнает, что у него впереди сорок пять свободных минут. В этот момент его приглашают подняться по устланной ковром лестнице в комнаты отдыха.

Там известный ленинградский профессор Музалевский читает краткую лекцию о творчестве Шуберта. Вслед за ним выступают артисты Филармонии, которые исполняют отрывки из наиболее ярких произведений этого классика. Концерт-лекция Музалевского — часть большого цикла «Инстру­ментально-вокальная музыка от XVIII до XX века», который вот уже полгода слушает в час перерыва аудитория «культкомбината» — так назван этот дворец рабочих оптического завода.

Завтрашний тематический полдень будет посвящен литературному циклу, затем последует цикл новостей техники, цикл театра, эстрадно-танцевальный полдень, полдень самодеятельности и т.д.

Добавьте к этому такие солидные приложения, как вечерние концерты заслуженного коллекти­ва республики — симфоническиого оркестра Ленинградской Академический Филармонии под управле­нием Альберта Коутса.

(Альберт Коутс был одним из самых известных в то время дирижеров британского Королевского оркестра. Его встречали на заводе очень торжественно: человек, одетый в ливрею, принимал шубу с плеча маэстро. После выступления его угостили специально приготовленным клюквенным морсом. Оказалось, что в жизни известного дирижера это был первый клюквенный морс. Иван Иванович Соллертинский, изве­стный музыковед, говорил впоследствии, что он много раз слышал Коутса, но никогда не слышал, чтобы он играл так вдохновенно, как в тот день на ГОМЗе. Каждый раз, когда знаменитый маэстро оказывался в горо­де на Неве, он спрашивал: «А нельзя ли посетить тот самый завод, где дают клюквенный морс?»)

Мастера культуры Ленинграда всегда охотно приезжали на завод. Они помогали сотрудникам пред­приятия открывать для себя мир искусств. Например, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (теперь -Мариинский театр) выделил для завода ложу на все спектакли. Деятели культуры постоянно участвовали в развитии заводской художественной самодеятельности.

Со времени создания ЛОМО все виды художественной самодеятельности развивались в ДК «Прогресс», где работали десятки кружков и студий для взрослых и детей.

1951 год. Завод принимает группу артистов Малого театра из Москвы. Возглавляет группу молодая, красивая актриса Елена Гоголева. А встречает — молодой, обаятельный инженер, только что назначен­ный на должность директора, Михаил Панфилов... Через тридцать лет в гостях у тружеников ЛОМО - снова группа артистов из Москвы. Возглавляет ее теперь уже знаменитая на всю страну ведущая актриса Малого театра, Герой Социалистического Труда Елена Николаевна Гоголева. Встречает ее тоже уже знаме­нитый, один из «главных генералов оборонки» и тоже Герой Социалистического Труда Михаил Панфилович Панфилов. Эта встреча положила начало их многолетним добрым личным отношениям, а также твор­ческой дружбе коллективов Малого театра и ЛОМО. Е.Н. Гоголева, как и многие другие мастера театра, бывала на фирме практически всякий раз, когда Малый театр приезжал на гастроли в наш город. А 5 июня 1984 г. в заводском клубе состоялся большой творческий вечер актрисы, организации которого в нема­лой степени способствовал М.П. Панфилов. Его подпись стояла на договоре о творческом содружестве между коллективами Малого театра и ЛОМО.

Встречи с мастерами Малого театра проходили не только в нашем городе, но и в Москве. Представители фирмы приглашались на премьеры новых спектаклей. Работники ЛОМО участвовали в праздно­вании юбилейных дат корифеев театра. В начале 1983 г. зародилась многолетняя дружба с коллективом ЛОМО выдающейся актрисы Малого театра Элины Быстрицкой.

Многие деятели искусств с удовольствием встречались с генеральным директором М.П. Панфило­вым, который старался сделать все, чтобы посещение ЛОМО оставило у гостей приятное впечатление...

Однажды на ЛОМО ждали Аркадия Исааковича Райкина. Все волновались, приедет ли: Аркадий Исаакович редко принимал подобные приглашения, кроме того, было известно, что он не очень хорошо себя чув­ствует. М.П. Панфилов на всякий случай организовал дежурство врача. На ужине, который состоялся пос­ле встречи, артисту были поданы специально для него приготовленные диетические блюда. Райкин был удивлен и растроган таким вниманием. Он высоко оценил и оказанный ему прием, и само предприятие. В книге почетных гостей осталась его запись: «Краешком глаза увидел то, что делают руки человеческие. Восхищен увиденным. Спасибо вам за приглашение. С глубоким уважением, Аркадий Райкин».

В 1972 г. состоялся знаменитый «Концерт на ЛОМО» опального в то время Владимира Высоцкого. Теперь кассеты с записью этого концерта (а по сути, это был не просто концерт, но содержательный диалог артиста со зрителями) широко продаются по всему свету: выступление В. Высоцкого было про­фессионально записано на заводской аппаратуре собственного производства. (Трогательная реплика В. Высоцкого «Жалко, что ушла девушка...» прозвучала именно тогда, на сцене ДК «Прогресс».) Позже в заводской многотиражке «Знамя прогресса» появилась большая статья «Гамлет "Таганский"» о творче­стве Высоцкого, где, в частности, приведены его слова:

...к ЛОМО у нас особое отношение, потому я сейчас здесь, и не впервые. Дело в том, что рядом со старым зданием нашего театра строится новое, и нам бы очень хотелось, чтобы звукоаппаратура для него была изготовлена на ЛОМО. Мы уверены, что все, сделанное здесь, от маленького аппарата до большого телескопа — со знаком качества...

..Могу сказать, что наш творческий коллектив желает успехов вашему творческому коллекти­ву, особенно в работе вашего коллектива для нашего коллектива. А мы, в свою очередь, и в следующие гастроли не будем мучиться над вопросом «быть или не быть?» на Чугунной улице.

Не менее широко известен и другой «Концерт на ЛОМО», записанный на встрече с работниками фирмы народного артиста России Александра Розенбаума.

Со времени создания в 1978 г. на ЛОМО Клуба любителей театра, которым бессменно руководит Соломон Борисович Лившиц, организованы десятки различных творческих встреч с известными масте­рами сцены, просмотры и обсуждения спектаклей московских и ленинградских-петербургских театров.

"'На ЛОМО музы залетают не случайно, — убежден Соломон Борисович. — Для высокотехноло­гичного производства требуется особая культура, причем не только производственная. Об этом все­гда помнят руководители ЛОМО. Меня бесконечно радует, что традиции приобщения к искусству наших работников, заложенные первым генеральным директором, получили свое продолжение в деятельности его преемников, приобрели новые формы.»

Первой в Клубе любителей театра была встреча с выдающимся актером Евгением Лебедевым. За­вершая трехчасовую беседу, он оставил первую запись в Книге почетных гостей клуба: «Как хорошо, что есть ваш клуб, потому что в театр будут приходить подготовленные люди. Только не теряйте непо­средственность восприятия. Желаю всего хорошего».

Более 250 имен актеров, режиссеров, музыкальных деятелей значатся в книге почетных гостей Клуба любителей театра. Это уже упоминавшиеся мастера Малого театра и Аркадий Райкин, это Л. Касаткина, Г. Комлева, Н. Дудинская, К. Сергеев, М. Боярский, С. Немоляева, А. Лазарев, И. Владимиров, Н. Гунда­рева, Е. Леонов, Т. Пельтцер, А. Роговцева, К. Махарадзе, М. Козаков, Н. Брегвадзе, Н. Ургант, М. Захаров, М. Таривердиев, Е. Симонов, М. Ульянов, В. Лановой, 3. Гердт, О. Янковский, Г. Хазанов, В. Винокур и многие другие. Книга почетных гостей пестрит восторженными записями.

Особая страница в истории ЛОМО — многолетняя творческая дружба с Большим драматическим театром, носящем ныне имя ГА. Товстоногова.

В 1932 г., когда ГОМЗ возглавлял И.А. Уваров, с театром был заключен первый договор о культурном шефстве. Перед тружениками завода выступали такие корифеи тогдашнего БДТ, как А. Лариков, В. Сафро-нов, О. Казико, В. Полицеймако, Е. Грановская, В. Кибардина. Они приходили на занятия заводского уни­верситета культуры, исполняли сцены из спектаклей во время обеденных перерывов. Старожилы расска­зывают, что будущий знаменитый актер Ефим Копелян свою первую профессиональную роль сыграл именно на сцене клуба ГОМЗа в дипломном спектакле театральной студии БДТ.

В марте 1982 г. на той же сцене вновь царил Е. Копелян, вернее память о нем. ЛОМО и БДТ совмес­тно отмечали 70-летие Мастера. О своем товарище, несправедливо рано ушедшем из жизни, тепло вспо­минали Г. А. Товстоногов, К. Лавров, В. Стржельчик, 3. Шарко, В. Татосов, грузинский актер О. Коберидзе. Это, по выражению вдовы Е. Копеляна актрисы БДТ Л. Макаровой, был «печально-прекрасный вечер».

Участие в этом вечере — не единственный случай общения великого режиссера ГА. Товстоногова с работниками ЛОМО. В апреле 1983 г. по приглашению Клуба любителей театра Мастер приехал на свою творческую встречу. Помимо членов клуба она вызвала большой интерес у сотен рабочих и специалистов.

Зал был заполнен до отказа. В течение почти четырех часов шел заинтересованный диалог о проблемах театра. Оценку этой встречи с Георгием Александровичем сохранила его запись в «гостевой книге» клуба: «Встреча с любителями театра ЛОМО принесла мне чувство огромного удовлетворения. Уровень воп­росов, сосредоточенное внимание зала дает ощущение нужности собственного труда. Это истинная радость, за которую приношу искреннюю благодарность. Георгий Товстоногов».

С именем Георгия Товстоногова связано возобновление и развитие дружбы ЛОМО и БДТ — одного из лучших театров не только города, но и страны. Договор о творческом содружестве двух коллективов был заключен в мае 1989 г. Этот документ — один из последних, подписанных ГА Товстоноговым, — и для ЛОМО, и для театра стал своего рода творческим завещанием великого режиссера.

В 80-90-е гг. состоялись творческие встречи с выдающимися актерами товстоноговской школы -О. Басилашвили, В. Ковель, К. Лавровым, Е. Лебедевым, В. Стржельчиком, Л. Макаровой, Н. Трофимовым, А. Фрейндлих, Г Богачевым, В. Ивченко, С. Крючковой, Л. Малеванной, Л. Неведомским, Е. Поповой, Ю. Стояновым, Ю. Толубеевым, Н. Усатовой, Т. Чхеидзе, 3. Шарко, Г. Штилем, Т. Бедовой, М. Волковым, Ю. Демичем, С. Лосевым, В. Рецептером. Проводились юбилейные творческие вечера таких корифеев театра, как Валентина Ковель, Людмила Макарова, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Андрей Толубеев, Геннадий Богачев. В этих вечерах, которые неизменно вызывали большой интерес, участвовали коллеги юбиляров из БДТ и других театров.

Одна из форм содружества ЛОМО и БДТ — ежегодное присуждение призов ЛОМО за лучшую ре­жиссерскую работу, лучшие женскую и мужскую роли по итогам театрального сезона. Среди лауреатов призов ЛОМО — Алиса Фрейндлих, Нина Усатова, Валентина Ковель, Валерий Ивченко, Кирилл Лавров, Андрей Толубеев, Марина Игнатова, а также молодые артисты Мария Лаврова, Елена Перцева, Александр Чевычелов и режиссеры Темур Чхеидзе, Андрей Максимов, Григорий Дитятковский.

В начале каждого сезона генеральный директор вручает почетные дипломы и призы ЛОМО арти­стам театра. Так, в 1995 г. выбор лауреатов предопределила яркая постановка шекспировского «Макбета». И.И. Клебанов вручил призы режиссеру-постановщику Темуру Чхеидзе, Алисе Фрейндлих — исполни­тельнице роли леди Макбет и Геннадию Богачеву, сыгравшему роль Макбета. Кроме того, правление ЛОМО выдвинуло их на соискание Государственной премии Российской Федерации. По итогам сезона 2000-2001 гг. высокую оценку получил спектакль Г. Дитятковского «Федра».

В 2000 г. в связи с шестидесятилетием звание «Почетный ветеран ЛОМО» получил Юрий Соломин. Продолжается показ театральных спектаклей непосредственно на ЛОМО. Неизгладимое впечатление ос­тавили у работников фирмы спектакль А. Толубеева и Е. Марусяк «Любовные письма» и музыкально-по­этическая композиция А. Фрейндлих и Кавалер-дуэта «Гори, гори, моя звезда...».

В истории многолетней дружбы БДТ и ЛОМО есть еще один уникальный штрих. В день 85-летия создания первого оптического завода России, который отмечался в 1999 г., артисты театра сыграли не­большую инсценировку, написанную одним из сотрудников ЛОМО и посвященную этому событию.

Дружба БДТ и ЛОМО не ограничивается только театральной сценой. Взаимные поздравления с памятными датами, совместные загородные поездки и проведение новогодних праздников — это тоже символы дружбы и взаимного уважения. Регулярно ЛОМО оказывает театру и техническую помощь.

Рассказ о дружбе ЛОМО и БДТ, которая продолжает жить и развиваться, лучше всего завершить словами художественного руководителя театра Кирилла Лаврова:

Гордимся и радуемся нерушимой дружбой между нашими коллективами. Много лет объединяют нас общность интересов, точек зрения и любовь к Театру. Верим, что наша дружба действительно нерушима. Желаем вам здоровья, бодрости и оптимизма. В наше время сохранить эти качества не­просто. Верим в вас!

В последнее время по инициативе генерального директора А.С. Кобицкого возникла еще одна но­вая традиция — посещение спектаклей ведущих театров города за счет средств предприятия. Сотрудники фирмы смогли посмотреть спектакли «Калифорнийская сюита» и «Дорогая Памела» в БДТ, «Виновник торжества» в Академическом театре комедии, «Дон-Кихот» в Мариинском, «Безумный век» в Мюзик-хол­ле, «Французские штучки» в Драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышъ» в Академическом театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского и многие другие. Реализация культурной программы возложена на дирекцию по управлению корпоративным имуществом, возглавляемую энтузиастом этой работы М.А. Зверевой.

Не снижается активность Клуба любителей театра и его бессменного руководителя С.Б. Лившица, не угас интерес у работников ЛОМО к художественной самодеятельности, любительскому творчеству. Пусть сегодня Дом Культуры «Прогресс», который более 20 лет возглавляет заслуженный работник куль­туры РФ М.Р. Ранков, не является подразделением ОАО «ЛОМО», но важно, что не распались творческие связи, и в новых фестивалях и конкурсах, организуемых в ДК, таких как международные фестивали фло­ристики «Белые ночи», например, участвуют уже новые поколения тружеников ЛОМО...

Важная культурная составляющая жизни коллектива — это музей предприятия. Знакомство с исто­рией, традициями предприятия, его основателями, знаменитыми специалистами, членами рабочих ди­настий — прекрасная школа воспитания новых кадров. Тех, кому продолжать путь нового ЛОМО.


Все многообразие жизни трудового коллектива ЛОМО в первые десятилетия (как, впрочем, и в последующие годы) вполне можно охарактеризовать, переосмысливая понятия, являющиеся составной частью названия фирмы — «объединение». Действительно, это было объединение людей, тружеников, для которых родное предприятие играло очень важную роль в жизни. Это было объединение единомышленников, объединение творческих и научных идей, деловых качеств, трудовых усилий. Здесь же, на ЛОМО, часто связывались судьбы людей, рождались семьи, создавались трудовые династии.

Не случайно своеобразная летопись жизни ЛОМО на первом большом этапе — книга, выпущенная Лениздатом к 20-летию фирмы, — получила название «Здесь наш дом». В ее создании участвовали извест­ные люди фирмы — М.И. Безбородов, И.И. Васильев, Ю.В. Васильев, P.M. Кашерининов, С.Б. Лившиц, В.Ф. Суров, Б.Е. Эренберг. Это своеобразная биография предприятия, воссоздающая события тех лет, жизнь трудового коллектива со всеми его успехами, проблемами, заботами. Здесь очень подробно рассказано о том, как велась разработка сложнейшей оптической техники, как реализовывалось содружество науки и производства. И прежде всего — о людях, о специалистах ЛОМО.

«Конечно, не всякий вчерашний день, не всякое событие становится историческим, достойным памяти и изучения. Только такое, которое имеет продолжение в сегодняшних днях и в будущих...

История нашего предприятия — это история коллективов, которые шли одним путем со всей страной. И каждое масштабное событие в истории нашей Родины нашло отображение и в истории оптических предприятий...» — писал в обращении к читателям книги генеральный директор ЛОМО им. В.И. Ленина МЛ. Панфилов.

Безусловно, в книге «Здесь наш дом» не рассказано о многом — по различным причинам, в том числе,  и в связи с закрытостью предприятия, работающего на оборону. Но, тем не менее, на книжных страницах проступает тот облик фирмы, тот ее дух, который и формирует образ ЛОМО.

...В музее истории ЛОМО хранится Красное Знамя Ленинградского оптико-механического объеди­нения им. В.И. Ленина, а в одном из сейфов фирмы три высшие государственные награды, три ордена Ленина. Такие же три ордена Ленина украшают фасад главного входа на предприятие. Но не только  трижды упоминаемое в полном названии фирмы имя В.И. Ленина определяло статус предприятия, создавало марку, которая давала право на законную гордость всему коллективу. Результаты труда, прибо­ры, создаваемые учеными, разработчиками и производственниками, продукция, качество которой соот­ветствовало мировым стандартам, сформировали истинное имя ЛОМО.

Смотри так же на сайте
Алиса Фрейндлих в гостях у ЛОМОвцев.


Часть 2.
 История научной мысли на ЛОМО

История
ЛОМОГРАФИИ

Используйте для лучшей навигации по сайту страничку
"КАРТА САЙТА"
Встреча с А.И. Райкиным. 1980 г.
Актеры Большого Драматического театра им. М.Горького (ныне имени Товстоногова) в гостях у коллектива ЛОМО
Первый слева-председатель клуба любителей театра ЛОМО С. Б. Лившиц. 1980-е.
Главный режиссер БДТ им. М.Горького Г.А. Товстоногов  в кабинете генерального директора ЛОМО М.П. Панфилова. 1982 г.
Обложка книги "Здесь наш дом"
Актриса малого театра Е.Н. Гоголева на ЛОМО. 1981 г.
Пансионат "Нева" в Сочи
Пансионат "Дубки" в поселке Тарасово под Ленинградом

Hosted by uCoz