В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ |
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ |
ЧАСТЬ 2. |
|
|
Целое столетие связано предприятие с отечественным Военно-морским флотом. Но пролегла эта прочная связь сквозь две критические точки — два трагических события в истории флота, в истории страны начала и конца XX века. Первое из них — 1904 г.: поражение Российской империи в русско-японской войне, уничтожение русского флота в Цусимском сражении. Второе событие — 2000 г.: гибель на Северном флоте атомной субмарины «Курск». Восстановление флота после войны с Японией, тихоокеанская эскадра которого уже во время боевых действий была оснащена первыми отечественными оптическими прицелами, ознаменовалось новым этапом в развитии оптических приборов — созданием стереодальномеров и прицельных визиров, обеспечивающих стрельбу башенных артиллерийских установок в режиме самоуправления. Это были первые системы управления стрельбой. С 19 И г. завод РАООМП на Чугунной обеспечивал российский флот стереотрубами, биноклями, прицелами. В 1930-е гг. стереодальномеры стали устанавливать в специальные командно-дальномерные посты вместе с визирами центральной наводки, визирами наведения постов и стереотрубами. Над их созданием, как уже говорилось выше, работал и Н.Я. Перепелкин, чья жизнь тогда была непосредственно связана с ВООМПом и ГОМЗом. Еще до начала Великой Отечественной войны на ГОМЗе была создана сильная школа морского приборостроения. Основы были заложены во время командировки группы молодых инженеров завода в Италию, на фирму «Оффичине Галилео». Там сотрудники ГОМЗа на практике познакомились с производственными и технологическими процессами создания оптических приборов для военного флота. Вскоре были разработаны и изготовлены первые отечественные дальномеры типа ДМ и визиры центральной наводки для крейсеров и эсминцев. Это были дальномеры с так называемыми черными марками. Первые перископы (перископы атаки ПА-8, -10, ПЗН-8, -10) были разработаны на ГОМЗе на основе немецких приборов (командирского и зенитного перископов). Существует много легенд о немцах, которые якобы во всем превосходят русских специалистов. Тем не менее, историческим является тот факт, что при исследовании схем немецких приборов А.А. Дмитриев и И.А. Шошин обнаружили ошибки в их оптических схемах, разработали математические модели схем немецких перископов, и на этой базе были созданы отечественные приборы, равных которым до сих пор не существует. Первым руководителем единого морского конструкторского бюро был Иван Алексеевич Шошина, легендарный инженер и конструктор ГОМЗа. Старейшие работники ЛОМО вспоминают, что немецкие специалисты, работавшие после войны на ГОМЗе, очень удивлялись, что в России создают столь сложные высокоточные приборы. Один из них, профессор Конрад Кюн, говорил, что разработки ГОМЗа держатся на трех Иванах: Иване Шошине, Иване Лебедеве и Иване Муравейском. Эти люди были уникальными специалистами, они обладали высоким уровнем инженерных знаний, широчайшим кругозором, свободно владели несколькими иностранными языками. После войны, когда страна приступила к восстановлению и развитию Военно-морского флота, для крейсеров, линкоров и эсминцев ГОМЗ начал разрабатывать новое поколение дальномеров. Был создан нерасстраивающийся стереоскопический дальномер со светящимися измерительными мерками, с повышенными оптическими характеристиками, а также со встроенной стереотрубой для управления огнем. Такой дальномер обладал существенными тактическими и эксплуатационными преимуществами перед старыми дальномерами. Точность определения дальности нового прибора была на 30% выше, чем у дальномеров типа ДМ. Первые опытные образцы нового дальномера ДМС-3 были изготовлены в 1950 г. Прибор предназначался для установки на надводных кораблях ВМФ и был самым небольшим из этого семейства. В процессе разработки и изготовления эти приборы постоянно совершенствовались. Выпускались они с базой 3,6, 8 и даже 12м. Для повышения устойчивости дальномера от поражения были разработаны приборы с трубами из бронированной стали. Один из них, с базой 4 м, достигал массы 4 т. Создавались приборы и для морских, и для сухопутных целей. Среди них — зенитный наземный дальномер, который можно было носить на плече (массой около 3 кг). Этот дальномер выпускался большими сериями и пользовался популярностью и у нас, и за рубежом. В 50-60-е гг. в связи с развитием радиолокации внимание к оптическим приборам на флоте снизилось, и они в основном были представлены векторными прицелами, визирами, биноклями и перископами. Однако известные недостатки радиолокации и бурное развитие электроники привели к созданию лазерных дальномерови локаторов, телевизионных визиров, техники ночного видения, оптико-электронных систем управления стрельбой артиллерии и систем азимутального наведения и прицеливания баллистических и крылатых ракет, систем астроориентации и астронавигации. Да и перископы прошли путь от простейших оптических приборов до сложнейших наблюдательных систем с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами и высокоточными перископическими астронавигационными системами. В 1950-х гг. Советский Союз начал проектировать атомные подводные лодки с ракетным вооружением. ГОМЗ получил техническое задание на разработку нового класса перископов — астронавигационных. Для этой цели в 1956 г. было создано специальное конструкторское бюро, которым в разные годы руководили лауреат Ленинской премии П.М. Дианов, А.Я. Симановский, Е.М. Дворянинов и С.В. Горбачев. В конце 50-х были созданы одни из самых известных приборов для ВМФ — перископы «Лира». В последующие годы после создания объединения конструкторы перископов ЛОМО разработали 30 наименований подводных и надводных приборов для оптико-телевизионных комплексов глубоководных систем всех классов кораблей. Морские приборы, которые разрабатываются на ЛОМО, как правило, выпускаются небольшими сериями — по числу строящихся кораблей. Из всех видов оптической техники морская — одна из наиболее сложных, ее собирали и юстировали самые квалифицированные рабочие. Плеяда рабочих ЛОМО, которые участвовали в создании приборов для ВМФ, всегда составляла особую гордость предприятия. Это люди с очень высоким уровнем интеллекта, талантливые и увлеченные своим делом. Большую часть своей рабочей жизни они провели в Северодвинске, монтируя приборы ЛОМО на новые подводные лодки. Среди них — братья РЛ. И Ю.Л. Геннаки, АЛ. Белов, В.М. Павлов, А.А. Козлов, ИД. Пронин, Г.В. Кожин, Л.М. Грицков. Сегодня в цехе, где изготавливают приборы для ВМФ, работают опытнейшие специалисты ЛОМО — юстировщики. По словам начальника цеха АИ. Голобурдина, не так-то просто стать в этом цехе «своим», сюда даже простым учеником попасть было трудно, а попав, надо было «съесть пуд соли» вместе со всеми, выдержать все испытания трудной морской жизни, «не сломаться» в длительных командировках или в изнурительной будничной работе, которая требует от людей колоссального терпения и надежности. Надежность — как раз то качество, которое особенно ценится, как на фирме, так и на флоте. Вспоминает один из «морских волков» Арий Алексеевич Козлов, который пришел в 63-й цех в 1946 г. и до сих пор работает бригадиром сборщиков: Какое у нас было оборудование? Молоток, напильник да отвертка. В нашем деле самые основные инструменты — голова, руки и... терпение — без них никак. Перископ — один из самых сложных морских приборов. Все нужно делать точно, внимательно. Это как работа хирурга. Допустишь ошибку, и организм не будет работать. Поэтому и требования к людям у нас всегда были очень жесткие. ЛОМО являлось головным предприятием по разработке и изготовлению всех типов дальномеров, в том числе и для оснащения кораблей. Техника, которую здесь производили, была уникальной и предъявляла особые требования и к персоналу, и к оборудованию. Завод мог гордиться прекрасно оснащенной оптической лабораторией. Например, имелась специальная установка УМУ (устройство малых углов), которая измеряла углы с точностью долей секунды. Работать на этой установке приезжали специалисты со многих предприятий страны. Руководили оптической лабораторией крупные специалисты в области дальномеростроения И.В. Лебедев и С.А. Сухопаров, воспитавшие целую плеяду молодых и способных исследователей, которые в дальнейшем успешно разрабатывали и осваивали в производстве новое поколение стереоскопических дальномеров. Конструкция дальномера представляла собой множество сложных и уникальных оптико-механических узлов, поэтому специалисты, прошедшие «дальномернук» школу, могли успешно вести разработки в любой области оптического приборостроения. Специалистов, которые создавали дальномеры, хорошо помнят на ЛОМО и сегодня. Это Н.Н. Мусолин, А.Г. Александров, Е.И. Лебедев, А.И. Лакомкин, Н.В. Васильев, ВД Исаев, М.А. Архипов, Б.Е. Таранов, Л.Я. Уквольберг. Благодаря их таланту, исключительному трудолюбию, умению руководить большим коллективом единомышленников, удалось создать целую гамму первоклассных стереоскопических дальномеров для оснащения ими большинства надводных кораблей ВМФ. Огромное количество этих приборов ЛОМО поставляло на экспорт, главным образом, в арабские страны, на Кубу и в Китай. В 1960-е гг. предприятие получило большой заказ от Управления ВМФ на разработку и серийное изготовление телевизионно-визирных камер для оснащения ими надводных кораблей. Они не только давали возможность вести наблюдение, находясь в подпалубных помещениях, но и обладали способностью выдерживать ударную волну от атомного взрыва. В дальнейшем такие приборы выпускались серийно, ими были оснащены многие корабли. В эти же годы началась разработка нового поколения приборов, определяющих параметры цели с помощью лазерной дальнометрии. Они успешно прошли испытания и были запущены в серийное производство. Г.А. Леонтьев— один из создателей этого направления оптических приборов для кораблей флота. Георгий Андреевич работает на ЛОМО с начала 60-х гг. В 1981 г. за разработку и создание изделий для ВМФ ему была присуждена Государственная премия, в 1999 г. -за разработки космических систем премия Правительства РФ. Он имеет 40 авторских свидетельств на изобретения. По заказам Военно-морского флота работало на ЛОМО еще одно важное подразделение — лаборатория оптико-электронных комплексов. Разработками оптико-электронных систем для ВМФ фирма занимается с 1974 г. Долгое время конструкторы работали на артиллерию сухопутных войск — оптико-механические прицелы и другие устройства для зенитных самоходных установок и управляемых противотанковых снарядов. Морское направление потребовало нового подхода. В лаборатории был высокопрофессиональный, необыкновенно дружный коллектив, готовый работать столько, сколько потребуется. Это определило успех выполнения поставленных задач. Прицельные устройства выпускались еще в начале века. Но приборы постоянно совершенствовались, менялись принципы измерения параметров движения цели. Использовались и оптические, и радиолокационные дальномеры. Параллельно с радиолокацией стала развиваться и лазерная локация. Таким образом, прицельные устройства удалось поднять на новый качественный уровень. От радиолокационных систем, определяющих угловые координаты цели с точностью до долей градуса, нужно было перейти к устройствам, точность измерения которых составляла доли угловой минуты, что существенно повышало эффективность применения корабельной артиллерии. Такие точности требовали новых конструкторских решений. И коллектив с этим справился. На ЛОМО созданы современные оптикоэлектронные средства управления огнем корабельной артиллерии, которые находятся в эксплуатации на кораблях ВМФ. Появление отечественных материалов, которые реагируют на тепловое излучение цели, позволило создать сложный оптико-электронный прибор автоматического обнаружения и сопровождения цели в любое время суток. Он сочетает в себе возможности теплопеленгации и лазерного дальнометрирования, не уступает лучшим зарубежным образцам. Особенно сложно было создать основные компоненты — теплопеленгатор, лазер, приемник лазерного канала, а также добиться их слаженной работы в составе единого комплекса. Успех во многом зависел от квалификации, интуиции и опыта тех, кто разрабатывал приборы, ведь все это делалось впервые. Одной из самых интересных была работа по оснащению десантных кораблей серии «Зубр». Для выполнения этой задачи в экспедицию отправились не только специалисты-мужчины, но и женщины -Н.С. Полесская, Г.М. Боровикова, Л.Л. Ершова. Хотя и говорят, что женщина на корабле — к несчастью, это был не тот случай. В холодную погоду, в качку, которую они переносили с большим трудом, специалисты фирмы отлаживали и сдавали заказчику точные оптические приборы, уже в морском походе доводя их технические характеристики до заданных параметров. Вот как об этом вспоминают юстировщики 63-го цеха В.К. Шушпанов и В.А. Жаворонков: Нельзя позволить себе, чтобы при сдаче прибора параметры были просто «по чертежу». Прекрасно понимаешь, что после перевозки и монтажа все «поплывет». И уже не будет ни времени, ни оборудования, чтобы все заново отъюстировать. Поэтому приходилось дома собирать приборы «в нулях», чтобы на корабле «попасть в допуск». И никто, кроме тебя, знающего каждый винтик и каждое отклонение, не сможет это обеспечить. Длительные плавания во время ходовых испытаний помогали работникам ЛОМО лучше узнавать друг друга. Так формировался слаженный, монолитный творческий коллектив, способный на настоящие подвиги. К этим людям прекрасно относились моряки, на флоте у ЛОМО со многими экипажами сложились теплые и доброжелательные отношения. Знания и опыт специалистов-оптиков всегда вызывали у моряков живой интерес: всегда результативнее получать информацию о приборах непосредственно от разработчиков, а не из сухих технических инструкций по эксплуатации. Не случайно сотрудники ЛОМО приглашались для чтения курса лекций в Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. Среди всех подводных лодок, построенных в Советском Союзе после Второй мировой войны, 60% оснащены оптическими приборами производства ЛОМО. Над их созданием работали замечательные специалисты, очень интересные люди. Например, А.А. Дмитриев не только много лет отдал родному предприятию, но и подготовил себе достойную замену. Преемственность традиций всегда была для конструкторов ЛОМО характерной чертой деятельности. И сегодня трудится на ЛОМО И.Б. Трофимова. За долгие годы работы главным расчетчиком ею не было допущено ни одной ошибки. Расчет оптических схем — одна из самых ответственных сложных операций в создании прибора. Постороннему человеку такие расчеты могут показаться скучным и неинтересным делом, но для настоящего оптика в них заключен глубокий смысл: расчетчик, как и юстировщик, чувствует прибор каким-то шестым чувством, «видит» его внутренним зрением раньше, чем он создан в металле или даже на бумаге. Ирина Борисовна еще и лично связана с флотом: члены ее семьи — опытные военные моряки. И таких людей, как И.Б. Трофимова, на ЛОМО всегда было много. Одним из самых ярких создателей приборов для военного флота остается конструктор В.И. Митин. Он начал работать на ГОМЗе в 1957 г. Участвовал в создании морских дальномеров, перископов класса «Лира». В 1983 г. за создание астрокорректора «Волна» ему была присуждена Государственная премия СССР. В 2000 г. В.И. Митин награжден премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Его имя присутствует в «Морском энциклопедическом словаре». Рассказывает В.И. Митин: Я всегда понимал, что ЛОМО — серьезная фирма, и она позволяет на практике осуществлять все задумки, которые появляются у конструкторов. За труд ведь и до начала реформ платили немного, а сейчас тем более, и инженерам, и рабочим. Но мы оставались на фирме и работали, создавали и внедряли свои приборы на кораблях, ходили с ними в походы на подводных лодках. У нас всегда и рабочие, и инженеры, в общем-то, не столько за деньги работали, сколько за идею. В период затяжного экономического кризиса заказы от военно-морских ведомств на ЛОМО практически не поступали. В цехах, лабораториях и КБ, занимающихся этим направлением деятельности, резко сократился персонал. В.И. Митин серьезно опасался, что созданная на предприятии школа перископостроения может закончить свое существование. Научная, конструкторская школа — это то, без чего невозможно создавать приборы для ВМФ такого высокого класса. Чтобы вырастить хорошего специалиста в этой области, требуется 7-10 лет. К сожалению, выращенных на ЛОМО специалистов в 90-е гг. оставалось все меньше. Вадим Игоревич в связи с этим вспоминал известный исторический факт: после того, как легендарный Александр Маринеско потопил немецкий транспортный корабль «Вильгельм Густлов», немцы практически потеряли свою некогда знаменитую морскую школу, потому что на корабле находились специалисты в области создания подводного флота. В период социально-экономического перелома в России конструкторы на ЛОМО, как и многие специалисты армии и флота, с тревогой наблюдали за развитием событий. Казалось, что страна может потерять свои приоритеты в тех областях технических достижений, которые раньше были очевидны. Но заказов на приборы для флота не было. А продавать, например, астрокорректоры или командирские перископы можно только «в комплектации» с подлодкой или кораблем. В этих сложных условиях персонал подразделений, занимающихся созданием приборов для ВМФ, сохранил это направление как приоритетное и стратегическое. Здесь вместе со многими людьми по всей стране верили и ждали, что российский флот возродится и будет жить. Самым трагическим событием конца XX века для российского флота стала гибель атомной субмарины «Курск». Осень 2000 г. можно считать своего рода «моментом истины» и для общества, и для руководства страны. Трагедия на подводной лодке «Курск» не оставила коллектив ЛОМО безучастным к судьбам погибших моряков и членам их семей. Для оказания помощи семьям погибших подводников выделено 50 тысяч рублей. Нам особенно больно воспринимать эту утрату еще и потому, что на «Курске», как и на многих других кораблях ВМФ России, стояло оборудование, изготовленное на ЛОМО. Это перископы «Лебедь», «Сигнал-3», комплектующие для бортового телевидения, другие системы, разработанные в СКВ военно-морской техники. Вестник ЛОМО. 2000. № 9 Но в 2001 г. происходит событие, вызвавшее огромный интерес не только военных специалистов и моряков, но и политиков многих стран мира, — Военно-морскому флоту России передается новый атомный подводный многоцелевой ракетоносец «Гепард». При создании этого атомного подводного крейсера XXI века использованы весь предыдущий опыт кораблестроения, весь арсенал военной науки и техники. Нашли применение и достижения специалистов ЛОМО. Способность отыскивать цели, вести разведку, «видеть» на больших пространствах океана при высоких скоростях обеспечивают подводному крейсеру приборы, оборудование, разработанное и изготовленное на ЛОМО. ...Продолжается неразрывная связь предприятия с армией и флотом, начавшаяся почти столетие тому назад. Можно верить, что в грядущие годы нового, XXI века, эта марка — «Сделано на ЛОМО» не потускнеет ни на земле, ни в небесах, ни на море...
|
Смотри так же на сайте:
История
|