В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ
Ленинградское Оптико - Механическое Объединение

ИСТОРИЯ ЛОМОГРАФИИ

При всем многообразии видов и номенклатуры изделий, выпускаемых фирмой, пожалуй, именно по фотоаппаратам большинство людей в нашей стране знали о существовании ЛОМО. Другая продукция была знакома лишь в узких кругах специалистов. Надежные, простые в обращении, с прекрасным каче­ством снимков, предельно дешевые фотоаппараты... В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе работа ленинградских оптиков впервые получила всемирное призвание: выпущенный ГОМЗом в 1957 г. фотоаппарат «Ленинград» был удостоен золотой медали. Многие из тех, кто занимался фотографией, начинали со «Смены» или «Любителя». А еще ранее зеркальной камеры «Любитель» был «Комсомолец», массовый выпуск которого начался на следующий год после окончания Великой Отечественной. Конструкторы аппарата — И.Г. Шапиро, Б.И. Якубович, Л.И. Орлова, А.Ф. Козырев, А.А. Ворожбит, который создал первый отечественный затвор еще для «Фотокора», и затвор «Комсомольца» тоже был его разработкой. Эти каме­ры были незаменимы в туристских походах, на отдыхе у моря, в кругу семьи. Даже на самую высокую вершину мира — Эверест с собой брали именно фотоаппарат ЛОМО.

Не было, наверное, лучшего подарка для школьника, чем фотоаппарат. И только потом те, кто хотел совершенствоваться в фотографии, переходили на более профессиональные фотоаппараты других фирм. Хотя и они не спешили выбрасывать своих старых друзей.

А конструкции фотоаппаратов продолжали совершенствоваться. С 1980 г. началась сборка первой партии широкопленочного двухобъективного зеркального фотоаппарата «Любитель-166».

...Но особое место в истории нового ЛОМО занимает фотоаппарат «ЛОМО-компакт-автомат».

«ЛОМО-компакт» — это фотоаппарат, оснащенный отличной оптикой и широкодиапазонным электронным затвором, управляемый экспонометрическим устройством. Благодаря чрезвычайной легкости (всего 250 г), небольшим габаритам (107 х 68 х 43,5 мм) и прочности корпуса, его постоянно можно носить с собой в кармане или дамской сумочке. При невысокой стоимости этот аппарат заполняет нишу между простыми любительскими камерами и сложными профессиональными. Сочетание возможности получать качественные снимки при относительно низкой стоимости камеры и автоматизация основных фотографических процедур сделали этот фотоаппарат в начале 80-х гг. уникальным.

«ЛОМО-компакт-автомат» был создан в 1984 г. группой разработчиков под руководством М.Г. Холомянского, который с 16 лет работал на ЛОМО сборщиком фотоаппаратов, а затем конструктором. М.Г. Холомянский участвовал в создании таких фотоаппаратов, как «Смена», «Восход» и «Любитель», но «ЛОМО-компакт» стал его лучшей разработкой. Этот фотоаппарат был создан по заданию министерства, которое поставило ленинградской фирме задачу разработать первую отечественную малогабаритную автоматическую камеру нового поколения, не уступающую западным аналогам.

Модель получилась удачной, была отмечена Знаком качества, а первая партия в 6 тыс. фотоаппаратов была подарена делегатам XXVII съезда КПСС.

Однако в начале 90-х российским гражданам стало не до фотографирования, полностью исчезли оптовые покупатели, да к тому же на российский рынок началось наступление дешевых импортных «мыльниц». Поэтому руководство ЛОМО приняло решение свернуть производство фотоаппаратов. Но «ЛОМО-компакту», как впоследствии оказалось, была суждена долгая и славная жизнь:

Это был конец 1992 г, я стал генеральным директором ЛОМО. В это время организовалась линия продажи фотоаппаратов «ЛОМО-компакт» И двое молодых парней в Вене, выпускников университета, сделали такое общество — «Ломографы». Они едва ли не новый вид искусства предложили -ломографию: маленькой незатейливой, недорогой камерой-автоматом делаешь небольшие снимочки, и на один плакат наклеиваешь их почти бессистемно — получается картина моментального среза жизни, У них были выставки в Париже, Токио, Нью-Йорке, Москве, Петербурге, Вене, Берлине... Они реши­ли стать эксклюзивными покупателями нашей камеры. Сделали заявку, но все уперлось в цену — они давали безумно мало, ниже себестоимости. Мы не согласились. Неожиданно любителями ломографии оказались два австрийских депутата парламента, которые во время визита в мэрию «накапали» на меня Путину, а он тогда возглавлял Комитет внешних связей. Вот тогда у него на совещании мы пер­вый раз встретились и познакомились. Путин попросил: «Ну помоги ребятам. И заводу, и городу будет выгодно». Я сказал: «Владимир Владимирович, я бы всей душой, но проблема...» В итоге мы нашли выход...

Из интервью вице-премьера Правительства
РФ И.И. Клебанова Московские новости. 2000.14-20 марта

Итак, в 1992 г. два австрийских студента Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, отдыхавших в Праге, всего за 12 долларов купили на складе магазинчика фототоваров компактный и удивительно простой в обращении фотоаппарат «ЛОМО-компакт». Друзья исколесили с ним всю Прагу, снимая все подряд, не глядя в объектив, что называется, «навскидку». Потом, вернувшись в Вену, продолжили забавляться с камерой на крыше студенческого общежития. Отпечатав фотографии и выложив из них панно, друзья были поражены результатом. Это были снимки, «сохраняющие воспоминания».

Молодые люди рассказали о своем открытии сокурсникам, друзьям, знакомым. Потом решили организовать выставку «ломографии» — снимков, сделанных с помощью «ЛОМО-компакта». Поскольку денег на это не было, предприимчивые студенты зарегистрировались как официальная организация и обрати­лись за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1992 г. родилось Международное Ломографическое общество (ЛО), президентами которого стали Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер.

У нового направления фотоискусства появилось множество почитателей, каждому из которых требовался маленький фотоаппарат, способный творить чудеса. Основатели общества обошли склады фото­магазинов от Софии до Москвы, скупая все «ЛОМО-компакты». Когда была куплена последняя камера, друзья стали искать ее производителя, и выяснили, что «ЛОМО-компакт» делают в Петербурге на ЛОМО.

Ломографы попытались установить контакты с предприятием, но первый факс из Вены пришел в Петербург 1 апреля 1994 г. — и был воспринят на ЛОМО как розыгрыш. Знакомство же состоялось в сентябре 1994 г., когда в Москве проходила первая в России выставка ломографов. После знакомства с ломографами предприятие возобновило производство «ЛОМО-компакта» и предоставило ЛО права эксклюзивного поставщика этих фотокамер.

Приход ломографии на ЛОМО стал возможным во многом благодаря в то время помощнику генерального директора по связям с общественностью Лазарю Семеновичу Залманову. Когда в декабре 1994 г. (а не в 1992 г., как было указано в приведенном выше интервью) двое длинноволосых венских студентов в потрепанных кожаных пальто впервые появились на Чугунной улице в Петербурге, руководству пред­приятия было не до них. Кризис поставил ЛОМО в тяжелое положение. Да и внешний вид этих неожидан­ных гостей, мягко говоря, не внушал большого доверия. Поэтому Л.С. Залманов вышел к ним на улицу один. Это сегодня, когда все завидуют, что у ЛОМО есть такая «бесплатная реклама» по всему свету, к ломографам относятся с большим интересом. Но в тот момент именно он почувствовал, что идея сту­дентов может принести фирме немалые дивиденды, если не в экономическом плане, то в имиджевом -наверняка.

Л.С. Залманов:

Много сложнейших задач решала наша фирма за свою многолетнюю историю. Однако возобнов­ление практически остановленного серийного производства фотоаппаратов — такую задачу решать еще не приходилось...

Других аппаратов ЛОМО больше не выпускает. Но это не значит, что ситуация не изменится через пять или десять лет. Рынок — структура динамичная. Здесь все определяет потребительский спрос.

И совершенно понятно теперь, почему именно ЛОМО стало инициатором этого праздника в Пе­тербурге: «День фотографа» был нужен всем фотографам — и любителям, и профессионалам. Он прохо­дил в два этапа: летом 2000 г. в кинотеатре «Родина» и в начале 2001 г. на Малой Садовой улице, где был открыт памятник петербургскому фотографу. Участникам вечера была представлена г-жа Сюзан-Штефани Вебер, ломографический посол в Санкт-Петербурге, которая уже более десяти лет успешно ведет свой бизнес в Петербурге и России. Она рассказала о ярких необычных мероприятиях, которые будут органи­зованы на берегах Невы ломографами всех стран. А ЛОМО, в свою очередь, заявило о собственном PR-проекте «Вернем "ЛОМО-компакт" на Родину». Праздник в кинотеатре «Родина» стал заключительным этапом этого проекта. Суть его состоит в том, что с января 2000 г. по просьбе ЛО в России была прекраще­на продажа «ЛОМО-компактов». Это было вызвано тем, что являясь эксклюзивным покупателем фотоап­паратов, ЛО само выстраивает систему своих продаж. А продажи в России приводили к тому, что эти купленные предприимчивыми людьми по российским ценам камеры моментально оказывались за рубе­жом, а там уже по демпинговым ценам предлагались на рынке. ЛОМО пошло навстречу просьбе своих партнеров, но в качестве условия прекращения продаж ЛОМО предложило ломографам открыть в Санкт-Петербурге свое посольство, через которое желающие все же смогут приобрести этот аппарат на его родине. Изюминкой этого праздника, гармонично сочетающего культурную и деловую части, стало под­писание прямо на сцене нового эксклюзивного контракта между ЛОМО и ЛО на производство в течение пятнадцати лет более 550 000 фотоаппаратов «ЛОМО-компакт» для ломографов.

Сейчас ЛО — это мощная организация, ряды которой постоянно пополняются. Став членом обще­ства и заплатив вступительный взнос, новый член организации бесплатно получает камеру, две фото­пленки и право участвовать в мероприятиях общества. Ему гарантируется опубликование одной из деся­ти присланных ломографий в изданиях Ломографического общества. С наиболее удачных снимков печатаются открытки, и автор получает часть прибыли от их реализации.

Сегодня ЛО открыло свои посольства более чем в 50 странах мира. Им на условиях франчайзинга предоставляется право на использование идеи, а также сами фотоаппараты. Ломографы издают альбомы, книги по ломографий, почтовые открытки и сотрудничают с рекламными компаниями. Ломографы стремятся к тому, чтобы люди могли общаться между собой посредством демографических выставок, мультимедиа-шоу и всевозможных экспозиций; поэтому они организуют ломографические туры по всему миру, демонстрирует свои работы в Интернете.

Проект «Вернем "ЛОМО-компакт" на Родину» завоевал первое место в конкурсе «Лучший PR-проект года» и получил премию «РRоба-2000». Конкурс был организован Северо-Западным отделением Российской ассоциации по связям с общественностью, Лигой журналистов Санкт-Петербурга и редакцией журнала «PR-диалог». ЛОМО в этом конкурсе опередило именитых и очень профессиональных конкурентов.


Сегодня ЛОМО - компакт делают в цехе товаров народного потребления. В 2000 г. Ломографическое общество подписало с предприятием договор на 15 лет об эксклюзивной поставке 550 тыс. фотоаппаратов (3500 ежемесячно). В общем объеме производ­ства ЛОМО этот контракт занимает, может быть, не такое значительное место, как другие заказы, но он обеспечивает рабочими местами несколько десятков человек. «ЛОМО-компакты» стали для фирмы по­стоянным заказом.

Начальник цеха Ольга Цветаева:

Хочу отметить, что над производством фотоаппаратов, приборов ночного видения и зритель­ных труб мы работаем с коллективами других цехов. Просто «ЛОМО-компакт» на виду, но это наш общий труд.

С помощью «ЛОМО-компакта» делаются тысячи разнообразных снимков, из которых потом созда­ются причудливые красочные панно. Они чем-то напоминают лоскутные одеяла или геометрическую живопись. Сами снимки размером меньше почтового конверта, а панно получаются огромные — длиной несколько десятков метров. В пестрых узорах ощутимо движение жизни, но ломографические полотна не столь произвольны, как кажется. Дизайнеры группируют кадры по цветовым пятнам, контрасту холод­ного и теплого тонов, вокруг смысловых центров и композиции. От ломографических панно исходит огромный положительный заряд, а многие сюжеты заставляют зрителя невольно улыбнуться или ис­кренне порадоваться за авторов. Это настоящий срез эпохи, какой ее видят простые люди.

В России найдется немного предприятий, которые могут похвастаться наличием такого своеобраз­ного и многочисленного клуба любителей своей продукции. И на ЛОМО ценят, что у «ЛОМО-компакта» есть верные почитатели.

 

Смотри так же на сайте:

Часть 1.
История ЛОМО
(1913-1991
)

ЧАСТЬ 2.
 История научной мысли на ЛОМО



Используйте для лучшей навигации по сайту страничку
"КАРТА САЙТА"

История ЛомограФии

Руководитель группы разработчиков "ЛОМО - компакт" М.Г. Хомяковский.
Сопрезиденты Ломографического общества                             В. Странцингер  и...
Ломографическая выставка  в кинотеатре "Родина" (С.Петрбург.)
На сборочном участке фотоаппарата "ЛОМО - компакт"
...М. Фигль

Hosted by uCoz