В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ |
|
ЖИЗНЬ КОЛЛЕКТИВА |
ЧАСТЬ
1. |
|||
...ЛОМО 70-80-х. Продолжает развиваться и совершенствоваться социальная инфраструктура: столовые, детские сады и пионерские лагеря для детей. Работники фирмы получают жилье, путевки, направления на учебу в техникумы или институты. ЛОМО строит жилые дома для своих работников, содержит школы и детские сады, ПТУ и техникум. Высокую репутацию в городе имеют поликлиника и больница ЛОМО, многие годы отличающиеся отличным качеством медицинского обслуживания и высокопрофессиональным персоналом. Широко известен и спортивный клуб объединения «Зенит», завоевавший в 1963 г. звание «Лучшего спортивного клуба Ленинграда». На предприятии — много спортсменов, более ста мастеров спорта. При спортивном клубе работает около 30 секций. В распоряжении спортсменов — два стадиона с зимними залами, футбольными полями, теннисными кортами. Знаменитый поселок Тарасово стал огромным «имением» ЛОМО, в оздоровительном комплексе которого каждый год отдыхают тысячи сотрудников предприятия. Отсюда в заводские столовые привозят свежие продукты. Пополняется свое стадо коров, работает птицеводческая ферма, год от года развивается подсобное хозяйство. Тарасово, в котором все принадлежит коллективу ЛОМО, не случайно называют «цехом здоровья». В 1978 г. вступает в строй пансионат «Нева» в Сочи, сотрудники предприятия получают возможность отдыхать на берегу Черного моря. Для них в этом 24-этажном комплексе оригинальной архитектуры, рассчитанном на пребывание 500 человек одновременно, работает лечебная часть, имеются киноконцертный зал, библиотека. По советским меркам это самый высокий уровень социального обеспечения трудящихся. О том, что ЛОМО в советские времена было не совсем обычным предприятием, лучше всего свидетельствует интересная и насыщенная культурная жизнь фирмы. Здесь всегда работали и работают люди, для которых литература, искусство, театр — важные составляющие внутренней духовной жизни. На ЛОМО много живописцев, музыкантов, поэтов, просто артистов, которые способны придумать и создать любой праздник, сочинить сценарий капустника. Каждая лаборатория, КБ, цех — это история жизни, творчества и взаимоотношений людей, не умеющих и не желающих жить скучно, серо, обыденно. Начало было положено еще в 1934 г., когда ГОМЗ построил один из своих самых главных «цехов» — культкомбинат. Это было событие, которое у многих в стране вызвало желание последовать примеру ГОМЗа. В феврале 1935 г. молодой журналист, впоследствии ставший одним из самых известных публицистов-международников, Юрий Жуков опубликовал в «Комсомольской правде» материал «Интеллигенты». В очерке рассказывалось о культурной жизни работников ГОМЗа: Обеденный перерыв — час. Обед в новой фабрике-кухне продолжается пятнадцать минут. Рабочий, привыкший к тому, что в старой грязной столовке приходилось целый час толкаться в очередях, с приятным изумлением узнает, что у него впереди сорок пять свободных минут. В этот момент его приглашают подняться по устланной ковром лестнице в комнаты отдыха. Там известный ленинградский профессор Музалевский читает краткую лекцию о творчестве Шуберта. Вслед за ним выступают артисты Филармонии, которые исполняют отрывки из наиболее ярких произведений этого классика. Концерт-лекция Музалевского — часть большого цикла «Инструментально-вокальная музыка от XVIII до XX века», который вот уже полгода слушает в час перерыва аудитория «культкомбината» — так назван этот дворец рабочих оптического завода. Завтрашний тематический полдень будет посвящен литературному циклу, затем последует цикл новостей техники, цикл театра, эстрадно-танцевальный полдень, полдень самодеятельности и т.д. Добавьте к этому такие солидные приложения, как вечерние концерты заслуженного коллектива республики — симфоническиого оркестра Ленинградской Академический Филармонии под управлением Альберта Коутса. (Альберт Коутс был одним из самых известных в то время дирижеров британского Королевского оркестра. Его встречали на заводе очень торжественно: человек, одетый в ливрею, принимал шубу с плеча маэстро. После выступления его угостили специально приготовленным клюквенным морсом. Оказалось, что в жизни известного дирижера это был первый клюквенный морс. Иван Иванович Соллертинский, известный музыковед, говорил впоследствии, что он много раз слышал Коутса, но никогда не слышал, чтобы он играл так вдохновенно, как в тот день на ГОМЗе. Каждый раз, когда знаменитый маэстро оказывался в городе на Неве, он спрашивал: «А нельзя ли посетить тот самый завод, где дают клюквенный морс?») Мастера культуры Ленинграда всегда охотно приезжали на завод. Они помогали сотрудникам предприятия открывать для себя мир искусств. Например, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (теперь -Мариинский театр) выделил для завода ложу на все спектакли. Деятели культуры постоянно участвовали в развитии заводской художественной самодеятельности. Со времени создания ЛОМО все виды художественной самодеятельности развивались в ДК «Прогресс», где работали десятки кружков и студий для взрослых и детей. 1951 год. Завод принимает группу артистов Малого театра из Москвы. Возглавляет группу молодая, красивая актриса Елена Гоголева. А встречает — молодой, обаятельный инженер, только что назначенный на должность директора, Михаил Панфилов... Через тридцать лет в гостях у тружеников ЛОМО - снова группа артистов из Москвы. Возглавляет ее теперь уже знаменитая на всю страну ведущая актриса Малого театра, Герой Социалистического Труда Елена Николаевна Гоголева. Встречает ее тоже уже знаменитый, один из «главных генералов оборонки» и тоже Герой Социалистического Труда Михаил Панфилович Панфилов. Эта встреча положила начало их многолетним добрым личным отношениям, а также творческой дружбе коллективов Малого театра и ЛОМО. Е.Н. Гоголева, как и многие другие мастера театра, бывала на фирме практически всякий раз, когда Малый театр приезжал на гастроли в наш город. А 5 июня 1984 г. в заводском клубе состоялся большой творческий вечер актрисы, организации которого в немалой степени способствовал М.П. Панфилов. Его подпись стояла на договоре о творческом содружестве между коллективами Малого театра и ЛОМО. Встречи с мастерами Малого театра проходили не только в нашем городе, но и в Москве. Представители фирмы приглашались на премьеры новых спектаклей. Работники ЛОМО участвовали в праздновании юбилейных дат корифеев театра. В начале 1983 г. зародилась многолетняя дружба с коллективом ЛОМО выдающейся актрисы Малого театра Элины Быстрицкой. Многие деятели искусств с удовольствием встречались с генеральным директором М.П. Панфиловым, который старался сделать все, чтобы посещение ЛОМО оставило у гостей приятное впечатление... Однажды на ЛОМО ждали Аркадия Исааковича Райкина. Все волновались, приедет ли: Аркадий Исаакович редко принимал подобные приглашения, кроме того, было известно, что он не очень хорошо себя чувствует. М.П. Панфилов на всякий случай организовал дежурство врача. На ужине, который состоялся после встречи, артисту были поданы специально для него приготовленные диетические блюда. Райкин был удивлен и растроган таким вниманием. Он высоко оценил и оказанный ему прием, и само предприятие. В книге почетных гостей осталась его запись: «Краешком глаза увидел то, что делают руки человеческие. Восхищен увиденным. Спасибо вам за приглашение. С глубоким уважением, Аркадий Райкин». В 1972 г. состоялся знаменитый «Концерт на ЛОМО» опального в то время Владимира Высоцкого. Теперь кассеты с записью этого концерта (а по сути, это был не просто концерт, но содержательный диалог артиста со зрителями) широко продаются по всему свету: выступление В. Высоцкого было профессионально записано на заводской аппаратуре собственного производства. (Трогательная реплика В. Высоцкого «Жалко, что ушла девушка...» прозвучала именно тогда, на сцене ДК «Прогресс».) Позже в заводской многотиражке «Знамя прогресса» появилась большая статья «Гамлет "Таганский"» о творчестве Высоцкого, где, в частности, приведены его слова: ...к ЛОМО у нас особое отношение, потому я сейчас здесь, и не впервые. Дело в том, что рядом со старым зданием нашего театра строится новое, и нам бы очень хотелось, чтобы звукоаппаратура для него была изготовлена на ЛОМО. Мы уверены, что все, сделанное здесь, от маленького аппарата до большого телескопа — со знаком качества... ..Могу сказать, что наш творческий коллектив желает успехов вашему творческому коллективу, особенно в работе вашего коллектива для нашего коллектива. А мы, в свою очередь, и в следующие гастроли не будем мучиться над вопросом «быть или не быть?» на Чугунной улице. Не менее широко известен и другой «Концерт на ЛОМО», записанный на встрече с работниками фирмы народного артиста России Александра Розенбаума. Со времени создания в 1978 г. на ЛОМО Клуба любителей театра, которым бессменно руководит Соломон Борисович Лившиц, организованы десятки различных творческих встреч с известными мастерами сцены, просмотры и обсуждения спектаклей московских и ленинградских-петербургских театров. "'На ЛОМО музы залетают не случайно, — убежден Соломон Борисович. — Для высокотехнологичного производства требуется особая культура, причем не только производственная. Об этом всегда помнят руководители ЛОМО. Меня бесконечно радует, что традиции приобщения к искусству наших работников, заложенные первым генеральным директором, получили свое продолжение в деятельности его преемников, приобрели новые формы.» Первой в Клубе любителей театра была встреча с выдающимся актером Евгением Лебедевым. Завершая трехчасовую беседу, он оставил первую запись в Книге почетных гостей клуба: «Как хорошо, что есть ваш клуб, потому что в театр будут приходить подготовленные люди. Только не теряйте непосредственность восприятия. Желаю всего хорошего». Более 250 имен актеров, режиссеров, музыкальных деятелей значатся в книге почетных гостей Клуба любителей театра. Это уже упоминавшиеся мастера Малого театра и Аркадий Райкин, это Л. Касаткина, Г. Комлева, Н. Дудинская, К. Сергеев, М. Боярский, С. Немоляева, А. Лазарев, И. Владимиров, Н. Гундарева, Е. Леонов, Т. Пельтцер, А. Роговцева, К. Махарадзе, М. Козаков, Н. Брегвадзе, Н. Ургант, М. Захаров, М. Таривердиев, Е. Симонов, М. Ульянов, В. Лановой, 3. Гердт, О. Янковский, Г. Хазанов, В. Винокур и многие другие. Книга почетных гостей пестрит восторженными записями. Особая страница в истории ЛОМО — многолетняя творческая дружба с Большим драматическим театром, носящем ныне имя ГА. Товстоногова. В 1932 г., когда ГОМЗ возглавлял И.А. Уваров, с театром был заключен первый договор о культурном шефстве. Перед тружениками завода выступали такие корифеи тогдашнего БДТ, как А. Лариков, В. Сафро-нов, О. Казико, В. Полицеймако, Е. Грановская, В. Кибардина. Они приходили на занятия заводского университета культуры, исполняли сцены из спектаклей во время обеденных перерывов. Старожилы рассказывают, что будущий знаменитый актер Ефим Копелян свою первую профессиональную роль сыграл именно на сцене клуба ГОМЗа в дипломном спектакле театральной студии БДТ. В марте 1982 г. на той же сцене вновь царил Е. Копелян, вернее память о нем. ЛОМО и БДТ совместно отмечали 70-летие Мастера. О своем товарище, несправедливо рано ушедшем из жизни, тепло вспоминали Г. А. Товстоногов, К. Лавров, В. Стржельчик, 3. Шарко, В. Татосов, грузинский актер О. Коберидзе. Это, по выражению вдовы Е. Копеляна актрисы БДТ Л. Макаровой, был «печально-прекрасный вечер». Участие в этом вечере — не единственный случай общения великого режиссера ГА. Товстоногова с работниками ЛОМО. В апреле 1983 г. по приглашению Клуба любителей театра Мастер приехал на свою творческую встречу. Помимо членов клуба она вызвала большой интерес у сотен рабочих и специалистов. Зал был заполнен до отказа. В течение почти четырех часов шел заинтересованный диалог о проблемах театра. Оценку этой встречи с Георгием Александровичем сохранила его запись в «гостевой книге» клуба: «Встреча с любителями театра ЛОМО принесла мне чувство огромного удовлетворения. Уровень вопросов, сосредоточенное внимание зала дает ощущение нужности собственного труда. Это истинная радость, за которую приношу искреннюю благодарность. Георгий Товстоногов». С именем Георгия Товстоногова связано возобновление и развитие дружбы ЛОМО и БДТ — одного из лучших театров не только города, но и страны. Договор о творческом содружестве двух коллективов был заключен в мае 1989 г. Этот документ — один из последних, подписанных ГА Товстоноговым, — и для ЛОМО, и для театра стал своего рода творческим завещанием великого режиссера. В 80-90-е гг. состоялись творческие встречи с выдающимися актерами товстоноговской школы -О. Басилашвили, В. Ковель, К. Лавровым, Е. Лебедевым, В. Стржельчиком, Л. Макаровой, Н. Трофимовым, А. Фрейндлих, Г Богачевым, В. Ивченко, С. Крючковой, Л. Малеванной, Л. Неведомским, Е. Поповой, Ю. Стояновым, Ю. Толубеевым, Н. Усатовой, Т. Чхеидзе, 3. Шарко, Г. Штилем, Т. Бедовой, М. Волковым, Ю. Демичем, С. Лосевым, В. Рецептером. Проводились юбилейные творческие вечера таких корифеев театра, как Валентина Ковель, Людмила Макарова, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Андрей Толубеев, Геннадий Богачев. В этих вечерах, которые неизменно вызывали большой интерес, участвовали коллеги юбиляров из БДТ и других театров. Одна из форм содружества ЛОМО и БДТ — ежегодное присуждение призов ЛОМО за лучшую режиссерскую работу, лучшие женскую и мужскую роли по итогам театрального сезона. Среди лауреатов призов ЛОМО — Алиса Фрейндлих, Нина Усатова, Валентина Ковель, Валерий Ивченко, Кирилл Лавров, Андрей Толубеев, Марина Игнатова, а также молодые артисты Мария Лаврова, Елена Перцева, Александр Чевычелов и режиссеры Темур Чхеидзе, Андрей Максимов, Григорий Дитятковский. В начале каждого сезона генеральный директор вручает почетные дипломы и призы ЛОМО артистам театра. Так, в 1995 г. выбор лауреатов предопределила яркая постановка шекспировского «Макбета». И.И. Клебанов вручил призы режиссеру-постановщику Темуру Чхеидзе, Алисе Фрейндлих — исполнительнице роли леди Макбет и Геннадию Богачеву, сыгравшему роль Макбета. Кроме того, правление ЛОМО выдвинуло их на соискание Государственной премии Российской Федерации. По итогам сезона 2000-2001 гг. высокую оценку получил спектакль Г. Дитятковского «Федра». В 2000 г. в связи с шестидесятилетием звание «Почетный ветеран ЛОМО» получил Юрий Соломин. Продолжается показ театральных спектаклей непосредственно на ЛОМО. Неизгладимое впечатление оставили у работников фирмы спектакль А. Толубеева и Е. Марусяк «Любовные письма» и музыкально-поэтическая композиция А. Фрейндлих и Кавалер-дуэта «Гори, гори, моя звезда...». В истории многолетней дружбы БДТ и ЛОМО есть еще один уникальный штрих. В день 85-летия создания первого оптического завода России, который отмечался в 1999 г., артисты театра сыграли небольшую инсценировку, написанную одним из сотрудников ЛОМО и посвященную этому событию. Дружба БДТ и ЛОМО не ограничивается только театральной сценой. Взаимные поздравления с памятными датами, совместные загородные поездки и проведение новогодних праздников — это тоже символы дружбы и взаимного уважения. Регулярно ЛОМО оказывает театру и техническую помощь. Рассказ о дружбе ЛОМО и БДТ, которая продолжает жить и развиваться, лучше всего завершить словами художественного руководителя театра Кирилла Лаврова: Гордимся и радуемся нерушимой дружбой между нашими коллективами. Много лет объединяют нас общность интересов, точек зрения и любовь к Театру. Верим, что наша дружба действительно нерушима. Желаем вам здоровья, бодрости и оптимизма. В наше время сохранить эти качества непросто. Верим в вас! В последнее время по инициативе генерального директора А.С. Кобицкого возникла еще одна новая традиция — посещение спектаклей ведущих театров города за счет средств предприятия. Сотрудники фирмы смогли посмотреть спектакли «Калифорнийская сюита» и «Дорогая Памела» в БДТ, «Виновник торжества» в Академическом театре комедии, «Дон-Кихот» в Мариинском, «Безумный век» в Мюзик-холле, «Французские штучки» в Драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышъ» в Академическом театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского и многие другие. Реализация культурной программы возложена на дирекцию по управлению корпоративным имуществом, возглавляемую энтузиастом этой работы М.А. Зверевой. Не снижается активность Клуба любителей театра и его бессменного руководителя С.Б. Лившица, не угас интерес у работников ЛОМО к художественной самодеятельности, любительскому творчеству. Пусть сегодня Дом Культуры «Прогресс», который более 20 лет возглавляет заслуженный работник культуры РФ М.Р. Ранков, не является подразделением ОАО «ЛОМО», но важно, что не распались творческие связи, и в новых фестивалях и конкурсах, организуемых в ДК, таких как международные фестивали флористики «Белые ночи», например, участвуют уже новые поколения тружеников ЛОМО... Важная культурная составляющая жизни коллектива — это музей предприятия. Знакомство с историей, традициями предприятия, его основателями, знаменитыми специалистами, членами рабочих династий — прекрасная школа воспитания новых кадров. Тех, кому продолжать путь нового ЛОМО. Все многообразие жизни трудового коллектива ЛОМО в первые десятилетия (как, впрочем, и в последующие годы) вполне можно охарактеризовать, переосмысливая понятия, являющиеся составной частью названия фирмы — «объединение». Действительно, это было объединение людей, тружеников, для которых родное предприятие играло очень важную роль в жизни. Это было объединение единомышленников, объединение творческих и научных идей, деловых качеств, трудовых усилий. Здесь же, на ЛОМО, часто связывались судьбы людей, рождались семьи, создавались трудовые династии. Не случайно своеобразная летопись жизни ЛОМО на первом большом этапе — книга, выпущенная Лениздатом к 20-летию фирмы, — получила название «Здесь наш дом». В ее создании участвовали известные люди фирмы — М.И. Безбородов, И.И. Васильев, Ю.В. Васильев, P.M. Кашерининов, С.Б. Лившиц, В.Ф. Суров, Б.Е. Эренберг. Это своеобразная биография предприятия, воссоздающая события тех лет, жизнь трудового коллектива со всеми его успехами, проблемами, заботами. Здесь очень подробно рассказано о том, как велась разработка сложнейшей оптической техники, как реализовывалось содружество науки и производства. И прежде всего — о людях, о специалистах ЛОМО. «Конечно, не всякий вчерашний день, не всякое событие становится историческим, достойным памяти и изучения. Только такое, которое имеет продолжение в сегодняшних днях и в будущих... История нашего предприятия — это история коллективов, которые шли одним путем со всей страной. И каждое масштабное событие в истории нашей Родины нашло отображение и в истории оптических предприятий...» — писал в обращении к читателям книги генеральный директор ЛОМО им. В.И. Ленина МЛ. Панфилов. Безусловно, в книге «Здесь наш дом» не рассказано о многом — по различным причинам, в том числе, и в связи с закрытостью предприятия, работающего на оборону. Но, тем не менее, на книжных страницах проступает тот облик фирмы, тот ее дух, который и формирует образ ЛОМО. ...В музее истории ЛОМО хранится Красное Знамя Ленинградского оптико-механического объединения им. В.И. Ленина, а в одном из сейфов фирмы три высшие государственные награды, три ордена Ленина. Такие же три ордена Ленина украшают фасад главного входа на предприятие. Но не только трижды упоминаемое в полном названии фирмы имя В.И. Ленина определяло статус предприятия, создавало марку, которая давала право на законную гордость всему коллективу. Результаты труда, приборы, создаваемые учеными, разработчиками и производственниками, продукция, качество которой соответствовало мировым стандартам, сформировали истинное имя ЛОМО. |
Смотри так же на сайте
Используйте для лучшей навигации по сайту
страничку
|