В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ
Ленинградское Оптико - Механическое Объединение
ГОДЫ  СТАНОВЛЕНИЯ

ЧАСТЬ 1.
ИСТОРИЯ  ЛОМО
(1914 -1991
)
 
 

Смотри так же на сайте:


Часть 2.
 История научной мысли на ЛОМО

История
ЛОМОГРАФИИ

Используйте для лучшей навигации по сайту страничку
"КАРТА САЙТА"
Кинопроектор ПКП -1
Директор завода с 1932 по 1939 гг. И.А. Уваров. Конец 30 ых годов.
Телескоп ЗТШ с диаметром зеркала  2,5 метра.
1950 е.
Первая послевоенная продукция - универсальный измерительный микроскоп УИМ - 21. 1946г
Руководитель астромастерской   Н.Г. Понамарев (справа) у целостата. 1937г
Руководитель группы конструкторов - создателей фотоаппаратуры -  М.А. Ардашников
Наладка астрографа для Пулковской обсерватории 1945.
Слево на право: сборщик механик А.А. Беспалов, нач.цеха И.А. Брайнин, зав. лабораторией Пулковской обсерватории профессор А.К. Марков, главный конструктор И.А. Шошин
Закладка фундамента культурного комбината на территории завода, который  включил  в себя современную столовую, актовый и театральный залы, библиотеку  и др. помещения для повышения культурного уровня трудящихся .
1932 год

В результате создания в 1930 г. Всесоюзного объединения оптико-механической промышленности (ВООМП), техническим директором которого был назначен Я.Н. Перепелкин, знаменитый разработчик оптического прицела, а главным инженером профессор С.И. Фрейберг (впоследствии очень известный оптик, профессор ЛИТМО), соединились русская дореволюционная и советская школы оптического приборостроения.

Весной 1931 г. было организовано специализированное конструкторское бюро, где стали работать конструкторы и технологи ГОМЗа, ЛОМЗа, завода «Прогресс» и «Бюро оптических производств» Государ­ственного оптического института. Размещалось это КБ на набережной канала Грибоедова, рядом с До­мом книги. Здесь же работали военные инженеры, окончившие Академию им. Жуковского и прикоманди­рованные к ВООМП с целью создания конструкторского бюро по оптическим приборам авиационного вооружения.

Слияние небольших конструкторских бюро позволило создать довольно крупное для своего вре­мени научное учреждение, работавшее по различным направлениям оптико-механического приборо­строения. Главное, был дан импульс дальнейшему развитию, который определялся задачами государства по оснащению авиации, армии и флота новой современной техникой. Особое внимание в те годы уделя­лось авиации.

В середине 1931 г. в ВООМП прибыла делегация во главе с М.Н. Тухачевским. В эту группу входили начальник Артиллерийского управления РККА Ефимов, начальник ВВС РККА Алкснис и другие военные специалисты. Это посещение во многом определило стратегию создания авиационных, артиллерийских, танковых и других оптико-механических приборов вооружения. К ним стали предъявляться более высо­кие требования. Так, к морским наблюдательным приборам были предъявлены требования пеленгования морских и береговых целей, повысились требования к точности дальномеров, приборов центральных постов управления стрельбой. Началась разработка прицелов для торпедометания и бомбометания с боль­ших высот.

Оборонной промышленностью в то время ведало Главное военно-мобилизационное управление (ГВМУ) Народного комиссариата тяжелой промышленности. ГВМУ возглавлял И.П. Павлуновский, ста­рый большевик, настоящий самородок, как говорили о нем сослуживцы. Он быстро ориентировался в самых сложных вопросах, любил новизну и смело принимал решения. О таких людях в советские годы писали, что «он был один из орлиной стаи командиров промышленности, взращенных Серго Орджони­кидзе». Его хорошо запомнили ветераны ГОМЗа. В частности, конструктор А.Я. Симановский в своих вос­поминаниях тепло отзывался о И.П. Павлуновском. Планирование производства и разработка новых при­боров ГОМЗа осуществлялась именно под его руководством: он вызывал к себе конструкторов, знакомился с новыми разработками и давал «зеленую улицу» новым приборам.

Сам же А.Я. Симановский начал свою работу в КБ студентом механического техникума. Впослед­ствии он стал одним из самых прославленных «неизвестных» конструкторов ЛОМО. О нем не писали в открытой печати: Анисим Яковлевич создавал военную технику. На его счету фотопулеметы, бомбар­дировочный прицел для бомбометания с больших высот, стрелковые турельные прицелы, прицелы для бомбометания с пикирования, прицел для торпедирования с малых высот и многие другие изделия. Именно в 30-е гг. с появлением скоростных бомбардировщиков «СБ», «ДБ-3» потребовались турельные и люковые стрелково-пушечные прицелы, над созданием которых успешно работали конструкторы ГОМЗа.

Фотопулемет был необходим для отработки воздушного боя. Командование Красной Армии выдели­ло валюту для закупки 50 таких приборов за рубежом. А.Я. Симановский предложил создать отечественную модель. Его предложение было принято. Для разработки прицела определили очень жесткие сроки.

Когда фотопулемет был почти готов, АЯ. Симановского вызвали в Москву, к наркому тяжелого ма­шиностроения Серго Орджоникидзе. «Железный нарком» предложил провести последние испытания в полете. Инженер Симановский поднялся в воздух вместе со знаменитым летчиком Валерием Чкаловым. Проведенные ими испытания прошли успешно. В 1939 г. за создание оптических приборов для авиации А.Я. Симановский был награжден орденом Красной Звезды.

Серго Орджоникидзе хорошо знал не только военную, но и мирную продукцию ГОМЗа, которой ленинградский завод был знаменит на весь Советский Союз. Г.К. Орджоникидзе был здесь в 1932 г. вместе с С.М. Кировым — первый секретарь Ленинградского губкома постоянно следил за развитием ГОМЗа и неоднократно встречался с коллективом завода.

ГОМЗ выпускал фотоаппараты, киноустановки, геодезические приборы и приборы для наблюдения за звездами. Эта продукция множила славу и авторитет завода. В 30-е гг. на завод пришли люди, которые впоследствии возглавили целые направления исследований и разработок в сфере оптического приборостроения.

В эти годы складывается коллектив и профиль завода «Прогресс», который тоже выпускал сложную технику для вооружений. ОКБ «Прогресса» возглавлял В.Э. Пиккель, о котором до сих пор ходят легенды на ЛОМО. В ОКБ работали несколько отделов, занимавшихся разработкой спецтехники, а также отдел микроскопии, который возглавлял Н.Т. Шелаев.

К началу 30-х гг. относится и создание Ленинградского завода киноаппаратуры («Кинапа»). Завод «Кинап» получил помещение — трехэтажный корпус на Кондратьевском проспекте — весной 1932 г. До революции здесь была сигарная фабрика. Позже надстроили четвертый этаж. Первое задание молодо­го предприятия — выпуск звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Небольшой коллек­тив — 300 человек — осваивал аппаратуру системы П.Г. Тагера, затем в опытном цехе был налажен выпуск аппарата высокого качества системы А.Ф. Шорина. Было начато производство усилителей.

«Кинап» быстро набирал силу, становился передовым предприятием отрасли. В 1935 г. началось строительство новых корпусов «Кинапа». Реконструкция шла одновременно с освоением выпуска новой продукции, большинство из которой создавалось впервые в истории кинопромышленности страны. По­явилась необходимость в тесных контактах ГОМЗа и «Кинапа»: ГОМЗу требовалась продукция «Кинапа», кинаповцам была нужна хорошая оптика.

Для становления конструкторской школы оптико-механического приборостроения большую роль сыграло слияние нескольких КБ на базе ВООМП. Хотя объединенное КБ просуществовало только до 1933 г., практика совместного решения технических задач стала принципом научной и конструкторской деятельности ЛОМО. Здесь выросли высококлассные специалисты, которые знали друг друга и впослед­ствии опирались на опыт товарищей.

Уже в 1932 г., когда директором ГОМЗа был назначен И.А. Уваров, на заводе вышло его распоряже­ние об обеспечении на предприятии идеальной чистоты, о введении в производственную практику хала­тов разных цветов для работников завода. Так с развитием основных направлений конструкторской ра­боты начинали закладываться основы культуры производства.

Вообще Иван Александрович Уваров, бывший балтийский матрос, участник революции и Граждан­ской войны, сделал немало и для повышения культуры производства, и для улучшения социальных усло­вий работников завода. Так, в одно из посещений завода С.М. Кировым и Г.К. Орджоникидзе он, показав на два строения, попросил их определить, в каком из них находится столовая для работников завода.

Орджоникидзе показал на кднюшню, в которой содержались заводские лошади, используемые как «гужевой транспорт». Комментарии, как говорится, были излишни, и Киров дал распоряжение выделить сред­ства на строительство заводского культкомбината. За девять месяцев силами коллектива завода был по­строен корпус, в котором разместились и современная столовая, и дом культуры.

Легендарный Уваров проработал на ГОМЗе до 1939 г., впоследствии работал в ГОИ, а в 1941 г. воз­главил Ленинградский Металлический завод.

В 1930-е гг. на ГОМЗе было положено начало созданию технологического оборудования собственного производства, которое впоследствии стало одним из ведущих направлений деятельности ЛОМО. Инженеры В.М. Крушинский, С.С. Богданов и Л.М. Марголин сконструировали и изготовили первый ста­нок, который позволял шлифовать оптические детали с точность до 5 микрон. Это было серьезное заво­евание в стране, которая оказалась отрезана от основных рынков и выключена из единого процесса научно-технических достижений. Купить или заказать для себя новое оборудование ГОМЗ не имел воз­можности. В этих условиях создание каждого нового прибора становилось маленькой научно-техниче­ской революцией.

Главный инженер завода, выпускник ЛИТМО К.И. Касаткин еще в качестве молодого специалиста выполнил ряд исследований и создал несколько важных приборов, в том числе «фильмофон» «Комсомо­лец» — предшественник нынешнего магнитофона. Вообще, фототехника получила на ГОМЗе самое ши­рокое развитие, поскольку на фотоаппараты существовал огромный социальный заказ. Их требовались тысячи, десятки тысяч. И в 1931 г. был выпущен «фотозайм» на сумму 70 млн руб.

Рост производства шел быстрыми темпами. Если в 1931 г. было выпущено 27 тыс. «Фотокоров», то в первом квартале 1932 г. — 12 тыс. Над созданием новых аппаратов работала группа конструкторов. Ее по-прежнему возглавлял А.В. Павский. Позже к руководству группы пришел М.А. Ардашников, ставший впоследствии одним из ведущих конструкторов этого направления. Он начал работать на ГОМЗе в 1930 г.

Значителен вклад в создание новых приборов и в организацию оптического производства началь­ника ЦКБ ГОМЗа МЛ. Архипова, главного инженера С.П. Нилушкова, руководителя научно-исследова­тельского отдела И.А. Шошина, начальника цеха, секретаря парторганизации завода П.Т. Максимовского.

Откликаясь на призыв наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе обеспечить страну кинотехнической аппаратурой, в 1934 г. конструктор АЛ. Заварин создал звуковую кинопередвижку, ко­торая в честь наркома получила название «ГЕКОРД».

В 1935 г. инженер А.О. Гельгарт разработал конструкцию фотоаппарата «Турист». В том же году были созданы конструкции фотоувеличителя, изготовлены первые образцы зеркальной камеры «Спорт».

Оптический цех ГОМЗа впервые в СССР стал изготавливать плоские зеркала диаметром 300 мм. Руководителем мастерской серебрения был замечательный специалист М.А. Башин, закончивший рабфак, а за­тем Промышленную академию.

Инженеры Ю. В. Вайнберг, Г.И. Иванов, Ю. Л. Гладилин, А.Н. Тарасов, И.В. Малышев в 1937 г. разработали мощные стационарные кинопроекционные аппараты, обладающие высокой световой мощностью. В области технологий был достигнут очень серьезный прорыв: инженеры А.А. Ворожбит, В.А. Бургов, А.Н. Тихонов, О.П. Крыжановский, В.И. Леонтьев разработали и освоили фототехнический метод изготовления шкал.

Большое внимание на ГОМЗе уделяли подготовке кадров и удивительно умели собирать под своей крышей и воспитывать талантливых людей. Это стало потом одним из самых ярких достижений в дея­тельности ЛОМО. Молодые люди тянулись к интересному делу, повышали свою квалификацию, а завод искал стоящих мастеров.

Разносторонним ученым был трудившийся на заводе И.А. Шошин. Он сочетал работу с преподава­тельской деятельностью в Ленинградском университете. По приглашению И.А. Шошина пришел на завод его ученик, П.Н. Фоменко, непревзойденный специалист, который создал первую на заводе вакуумную лабораторию, а потом долгие годы возглавлял это направление.

Рабочим-оптиком в 1930 г. пришел на ГОМЗ С.А. Зверев. Позже он закончил ЛИТМО и в 1939 г. был назначен главным технологом завода. Опыт и деловые качества, приобретенные им на ГОМЗе, впоследствии способствовали его выдвижению на пост министра оборонной промышленности СССР.

Крупные успехи были достигнуты трудовым коллективом «Кинапа», где главным инженером работал замечательный конструктор И.И. Саенко. Здесь, в 30-е гг. был создан первый стационарный усилитель УЗК-1, затем УЗК-5, УЗК-8. В 1933 г. разработана первая киносъемочная камера КС-1, не уступавшая по своим качествам зарубежным камерам. В 1934 г. начат выпуск усилителей для кинопередвижек ПУ-2, ПУ-3, разработана первая советская проявочная машина СПМ-1. В конце 30-х гг. было начато производ­ство киносъемочных камер КС-2, КС-21, первых ручных кинокамер КС-5 для хроникальных съемок, камер для съемки цветных фильмов ЦКС-1. Их создатели — инженеры «Кинапа» А А Мин, Г.П. Меринг, Г.Ф. Стааль, Н.Я. Жилинский.

Первые звукозаписывающие аппараты разработали и воплотили в жизнь конструкторы доктор техн. наук, лауреат Государственной премии А.М. Мелик-Степанян и И.Н. Александер.

Можно без преувеличения сказать, что страна поставила на ноги свою киноиндустрию благодаря именно творческой одаренности, высокому профессионализму, целеустремленности и настойчивости ленинградских оптиков.

В 1936 г. состоялись первая Всесоюзная отраслевая конференция и выставка оптико-механической продукции. Вот несколько отзывов о выставке из архива ЛОМО:

Выставка свидетельствует о громадном росте оптико-механической промышленности как в отношении разнообразия производимых объектов, так и в отношении качества их выполнения.

Некоторые экспонаты обнаруживают оригинальную творческую работу научно-технической мысли; это дает уверенность в том, что оптическая промышленность СССР уже имеет выход на собственную дорогу с проторенных путей заграничной техники.

Организация выставки и ее внешнее оформление производят самое благоприятное впечатление; внимательный посетитель уносит с выставки яркую картину того, над чем и как работают заводы треста.

Действительный член ГОИ А. Тудоровский                                                                          5/IV-36 г.

Выставка организована великолепно, с хорошей продуманностью и подбором экспонатов, отвечающих последним приказам Наркомтяжпрома и Главка (экономия металла и др.). Необходимо всю выставку сфотографировать, дать альбомы по заводам и для редакции массовых журналов СССР, чтобы показать достигнутое оптико-механической промышленностью.

Директор завода      "Изос "  Васильев    5/TV-36 г.

Поймите восторг и высокую радость старого механика-оптика, безгранично влюбленного в свое дело, после посещения выставки оптико-механических приборов.

Выставка отразила наши достижения в деле построения приборов, вооружающих наш глаз, позволяющих даже малограмотному видеть невидимое и тем самым разбивающих суеверие, оставшееся от проклятого прошлого...

Виденные мною на выставке плоды творчества рабочих и ИТРэтой сложной промышленности еще больше закрепляют во мне уверенность в том, что наш рабочий класс вместе с инж. техническими силами старой школы растит и уже вырастил нашу собственную пролетарскую техническую интеллигенцию, воспитываемую заботами нашего великого вождя тов. Сталина.

Эта выставка высокоточных оптических приборов, благодаря особо внимательному отношению руководителя нашего треста тов. Кривицкого ВВ. и любовного отношения инициатора ее тов. Уваро­ва И А, правильно расставившего силы для организации этой выставки, представляет колоссальный интерес для всех, начиная от ребенка школьного возраста до старика...

Механик изобретатель В. Иванов

Я работаю на заводе, начиная с 1917 года. Если сравнить состояние завода и его продукцию того времени с теперешним состоянием, то получается прямо ошеломляющее впечатление. Успехи производства, показанные на выставке, прямо поразительны и служат неопровержимым доказательст­вом и залогом будущих достижений.

Многие приборы по оригинальности конструкторской и тщательности исполнения ставят нас наравне с заграничной техникой, а в некоторой части и превосходят.

В заключение должен заметить, что руководители с полным вниманием относятся к запросам посетителей.

Проф. В. Игнатовский        7/IV-36 г.

Серьезные успехи были достигнуты заводом в области астрономического приборостроения. Это направление связано с именем друга и соратника академика ДД Максутова замечательного ученого Н.Г. Пономарева. Свою деятельность Николай Георгиевич начинал в Ленинградском астрономическом институте. Начиная с 1929 г. конструкторское бюро и механические мастерские под руководством Н.Г. Пономарева выпустили ряд оригинальных приборов, в том числе маятниковый прибор для первой в мире постоянной дрейфующей станции «Северный полюс». Затем Н.Г. Пономарев несколько лет рабо­тал научным сотрудником Пулковской обсерватории. В 1934 г. на ГОМЗе была создана специальная астро-мастерская. Возглавить ее пригласили Н.Г. Пономарева.

Одной из первых работ группы Н.Г. Пономарева было проектирование целостатов экспедиционно­го типа для наблюдения полного солнечного затмения 19 июня 1936 г. Когда работа была выполнена, Академия наук СССР дала свое заключение: «Целостат, построенный оптическим заводом, совершеннее целостатов оптической фирмы, имеющей мировую известность».

Во время испытаний новых астроприборов к Н.Г. Пономареву пришел устраиваться на работу мо­лодой человек. Его первой самостоятельной работой был расчет школьного телескопа. Неординарный, работоспособный, не имевший никакого специального образования, он был принят в коллектив, кото­рый считался настоящей научной школой талантливых людей. Впоследствии «молодой человек» стал доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии. Это был Баграт Константинович Иоаннисиани.

Для Б.К. Иоаннисиани, как и для многих оптиков, Н.Г. Пономарев был Учителем с большой буквы. Работу с ним все оценивали как подарок судьбы. Он умел радоваться чужим успехам, побуждал к творче­скому поиску. При этом Николай Георгиевич умел и любил работать не только за чертежной доской, у него были золотые руки. Телескоп диаметром 12 дюймов он сделал своими руками, от винтика до опти­ческих стекол. Любые инструменты «пели» в его руках. Он виртуозно работал на токарном и фрезерном станках, умел и любил шлифовать оптику. А еще он был художником, прекрасно рисовал. В редкие сво­бодные вечера все КБ собиралось у Пономаревых дома, пели, танцевали, а Николай Георгиевич с удоволь­ствием садился за пианино.

Замечательным музыкантом был и Баграт Константинович. Он закончил музыкальную школу, был талантливым виолончелистом, но однажды понял, что «музыка не забирает его целиком, что в душе оста­ется слишком много места...»

В 1937 г. конструкторское бюро Пономарева получило задание спроектировать оптический комп­лекс Ленинградского планетария. В Москве планетарий строили представители немецкой фирмы «Карл Цейс» — 25 конструкторов делали проект пять лет. Четверо ленинградских конструкторов во главе с Н.Г. Пономаревым выполнили это задание за полтора года.

В том же году было начато проектирование телескопа для Пулковской обсерватории. Идея принад­лежала Н.Г. Пономареву. За год до начала Великой Отечественной войны телескоп был установлен в Пул­ковской обсерватории. Это был единственный в Европе телескоп-астрограф для фотографирования не­бесных светил. Только Гарвардская обсерватория обладала в те годы подобным инструментом. Весной 1941 г. Н.Г. Пономарев и Д.Д. Максутов были удостоены Сталинской премии. А жизни Николаю Георгиеви­чу оставалось чуть больше года.

Б.К. Иоаннисиани вместе с заводом уехал в эвакуацию. Н.Г. Пономарев и брат Баграта Константино­вича Андроник остались в осажденном городе. До войны Андроник Константинович, пришедший вслед за братом на ГОМЗ, спроектировал фотоаппарат «Репортер». Он, как и почти полторы тысячи ГОМЗовцев, погиб в дни блокады от голода.

А Пономарев в самые страшные дни блокады писал в Академию наук записку «К вопросу о применении азимутальной установки для больших телескопов-рефлекторов». ...Несколько рисунков и схем, ана­лиз монтажа пятиметрового телескопа в Манут-Паломаре... И последние слова: «Азимутальная установ­ка для больших телескопов обладает большой устойчивостью, жесткостью и удобством во время наблюдения». Дата: 17 февраля 1942 г. Н.Г. Пономарев скончался уже в эвакуации в городе Коврове 18 июля 1942 г. Судьба распорядилась так, что «письмо» от своего Учителя Б.К. Иоаннисиани получил только через 30 лет. Он, к тому времени создавший крупнейший в мире телескоп БТА, говорил: Конечно, найди мы эти записки раньше, возможно, БТА вступил бы в строй намного раньше. Да, мы пришли к идее БТА без этих записок. Но не без Пономарева. Советское астроприборостроение начиналось от него. Лично я считаю Николая Георгиевича Пономарева одним из создателей БТА. Ведь идеи не горят и не теряются. Они воспламеняют. Они — как свет от вспышки сверхновой звезды: как бы она ни была далека от нас, но все равно когда-то мы ее увидим...

...В военные годы техника, созданная на ГОМЗе, «Кинапе» и «Прогрессе», помогала Великой Победе.
                                            ------------------------------------------------------------
Более подробно о том, как работал Государственный Оптико  - Механический завод в годы войны смотрите на специальной страничке "ВОЙНА"
                                _______________________________

Первым большим и ответственным послевоенным заданием ГОМЗа стал выпуск универсальных измерительных микроскопов (УИМ). За первый мирный год после Великой Отечественной войны заводу предстояло сделать то, что знаменитым немецким заводам фирмы «Карл Цейс» удалось сделать почти за 10 лет.

Сборка и юстировка УИМа была поручена А.А. Беспалову, вернувшемуся на завод в 1944 г. Почти с первых дней войны он сражался на Ленинградском фронте, а после ранения служил в авиачасти на Севере, где изготовил прибор, известный во всех авиасоединениях под названием КАБ — корректор авиа­ционный Беспалова. КАБ помогал летчикам ориентироваться в полете.

Благодаря созданному А.А. Беспаловым приспособлению точность измерений микроскопа значи­тельно возросла. Это и последующие технические решения мастера были оценены Государственной премией СССР. Успехи его коллег-гомзовцев также были отмечены в марте 1950 г. Лауреатами Государствен­ной премии СССР стали ЕМ. Толмачев, Н.К. Шелаев, П.Ф. Козовец, Л.Ф. Ямшанов, А.И. Попов, Л.Г. Браудзе.

Для кинаповцев особо плодотворным был 1949 год, когда начался выпуск театрального усилителя КЗВТ. Государственную премию СССР получил его автор В.В. Муромцев, а также создатели комплекта аппаратуры перезаписи звука на широкую пленку А.М. Мелик-Степанян и К.Е. Ломагин.

Для ГОМЗа, заводов «Кинап» и «Прогресс» 1950-е гг. стали временем приобретения нового опыта, расширения производства, накопления того потенциала, который стал базой будущего объединения.

В 1952 г. ГОМЗ успешно выполнил заказ Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова — изготовил серию сложнейших уникальных приборов. В 1952-1955 гг. завод создавал один из самых больших в Европе зеркальных телескопов с зеркалом диаметром 125 см. В номенклатуре завода были сотни наименований изделий оптико-механического приборостроения: микрофотометры, кино­проекторы, фотоаппараты, спектрографы...

Успехи производства во многом были связаны с умелой организацией работы предприятия. Впер­вые в стране на ГОМЗе в 1961 г. начала действовать эффективная система диспетчерского управления производством с использованием разработанных и смонтированных инженерами и механиками завода автоматических диспетчерских установок для дистанционного контроля за работой станочного парка. Это привело к росту производительности конвейерных линий, снижению простоев и потерь рабочеговремени. (Стоит отметить, что ГОМЗ вообще был пионером диспетчеризации в стране — еще в 1930 г. на заводе была создана эта важнейшая служба.)

Центральным событием I960 г. стало завершение сборки и установки самого мощного в Европе телескопа ЗТШ с зеркалом диаметром 260 см. Это была принципиальная победа современной оптиче­ской школы телескопостроения.

Важным событием в жизни коллектива стало награждение завода в 1961 г. орденом Ленина.

ГОМЗ, «Кинап», «Прогресс» вступали в новый этап своей биографии...

 
Hosted by uCoz